Russian Belarusian English German

КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

photo 2024 04 26 13 30 48
          


25.04.2024 г. в 9 классе прошло родительское собрание. Профессиональная ориентация девятиклассников  
«КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ».






                                                             
Цель: формирование у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи:

      Ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений старшеклассников в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии;

      Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка;

      Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.

Участники собрания: родители, учащиеся.

Ход мероприятия

Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.

В.Г. Белинский

I.                  Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители, здравствуйте! Послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентина Берестова и определите тему нашего родительского собрания.

Подростки решают судьбы

Серьёзных взрослых людей.

В своих одиноких прогулках,

В компании шумной своей.

Они намечают цели,

Они выбирают пути.

От этого выбора взрослым

Порой никуда не уйти.

(Ответы родителей)

Я думаю, что тема нашего родительского собрания «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию» является актуальной, потому что через несколько месяцев некоторые девятиклассники покинут стены нашей школы.

Цель собрания:

содействие формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека еще и потому, что речь идет о жизненном призвании.

Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям.

Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.

Собрание наше необычное. Его мы решили провести вместе с детьми. Для этого мы разделились на 2 группы – на группу учащихся и на группу родителей.

Нашу встречу я хочу начать с вопросов. Как вы думаете, подготовка школьников к осознанному профессиональному выбору это важно?.. значимо?.. необходимо? (Ответы родителей)

Как говорил В. В.Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли подросток ее освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение? Ответить на этот вопрос в двух словах трудно, причем для каждого подростка существует собственный ответ.

Мудрая пословица гласит: «Семь раз отмерь, а один отрежь». Как часто нам приходится принимать решение и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба.

«Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой», говорил В.Г. Белинский.

Как вы понимаете это выражение? Что значит найти свою дорогу, сделаться самим собой? (Ответы учащихся).

Замечательно, у многих ребят в классе есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако, думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.
II. Результаты анкетирования


Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии.

Анкета №1 (для учащихся)

1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)

2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.

3. Назовите минусы вашей будущей профессии.

4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.

5. Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.

6. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:

а) родители

б) родственники

в) учителя

г) друзья

д) знакомые

е) книги и фильмы

ж) жизненные обстоятельства

з) встречи с интересными людьми

и) самостоятельный выбор

к) способности

(Информирую родителей о результатах анкетирования учащихся)

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа.

Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать архитектором, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

И самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Наша задача – родителей и школы – состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.

III. Работа классного руководителя по профориентации

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою?Важно, чтобы каждый учащийся не растерялся в мире профессий и сделал правильный свой выбор. И сейчас я хочу познакомить вас с используемыми мной формами работы по профориентации учащихся.

Я, как классный руководитель, особое внимание уделяю индивидуальным консультациям, так как считаю, что именно они помогают предостеречь школьников от возможных ошибок и оказать помощь в выборе дела по душе. Провожу такие консультации, как «Выбор – важное дело», «Правильный выбор: когда и как», «Вместе все получится», «Есть цель, учимся ее достигать», «Это только мой выбор», «Успех и успешность».

Хочу отметить и такую форму работы, как наблюдение. Считаю, что именно они помогают мне организовать работу по определению профессиональной направленности учащихся. Как я это осуществляю? Наблюдения веду по системе, которая предусматривает следующие аспекты. Во-первых, как школьник относится к умственному и физическому труду; в каких объединениях по интересам занимается; какие посещает факультативные занятия. Во-вторых, профессиональные планы школьников, мотивы выбора профессии; условия жизни; состояние здоровья. В-третьих, что уже сделано для развития, формирования или корректировки интереса к избираемой профессии; какую помощь требуется оказать в выборе места дальнейшей учебы.

С учащимися, которые обучаются в учреждении общего среднего образования на II ступени, использую такие активные формы профессиональной ориентации, как конкурсы «В мире профессий», «Профессии, которые мы выбираем»; диспуты «Профессиональный рост или карьера?», «Хорошая учеба ключ к профессии и судьбе», «Наши профессиональные дороги», «Кем быть?»; путешествие-викторину«Профессий много в мире есть…», «Ринг профессионалов»; викторину «Мир профессий» в форме телевизионной игры «Своя игра». Отмечу, что это не просто мероприятия ради мероприятия или конкурс ради конкурса. Это возможность учащимся в непринужденной форме уточнить для себя такие моменты: зачем нужна та или иная профессия; какие требования к ней предъявляются; какими качествами нужно обладать; как стать успешными в выбранной профессии.

Особый интерес у школьников вызывают творческие конкурсы профориентационной направленности, которые мотивируют их на выбор педагогической профессии. Это такие конкурсы, как «Поздравительная открытка ко Дню учителя», «Календарь профессиональных праздников»,

«И это все о вас, Учителя!», «Все это об учителе», «Это успешный учитель!», «Ступеньки карьерного роста», «Учитель! В этом слове …».

С интересом учащиеся принимают участие в конкурсах чтецов «Это светлое слово УЧИТЕЛЬ» и публичных выступлениях «Выбирая свой путь …», «Мой выбор», конкурсе сочинений «100 шагов к профессии прокурора», конкурсе стихотворений собственного сочинения «Спасатели глазами детей». Конкурс «История учительской судьбы» – это возможность утвердиться в мысли о том, что и в профессии учителя можно состояться и добиться определенных результатов. Но самое главное – это понимание школьниками такого важного момента: чтобы состояться в профессии, нужно много и упорно трудиться.

Опыт собственной педагогической практики позволяет мне на поставленные ранее вопросы: подготовка школьников к осознанному профессиональному выбору это важно?.. значимо?.. необходимо? дать однозначный ответ: это одна из приоритетных задач современного образования. В подтверждение правильности своей позиции отмечу, что только учащийся, который правильно сделал свой выбор, в дальнейшем будет чувствовать себя счастливым человеком, добьется определенных достижений в профессиональной деятельности, сможет приносить пользу обществу.

IV. Анкета для родителей(предлагается на собрании)

Предлагаю вам, уважаемые родители, ответить на вопросы анкеты (варианты «да», «нет»)

1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение.

4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)

5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

(Обсуждение результатов анкетирования).

Родителиподводятся к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся 9 классов, предварительного выбора профиля обучения.

V. Памятка «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»

Уважаемые родители, чтобы избежать ошибок в выборе профессиивашими детьми, предлагаю вам памятку «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии».

1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком).

2. Пренебрежение к профессиям, которые не престижны, хотя и значимы в жизни.

3. Отсутствие своего мнения и принятия решения не по собственной воле, а по требованию родителей.

4. Перенос отношения к конкретному человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию.

5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.

7. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.

8. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.

9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

10. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

VI. Практический блок

Блок № 1. Разминка

         А сейчас у нас практический блок.Предлагаю практическое задание начать с разминки «Угадай профессию» (Дети и родители)

         Цель: «разминочное» упражнение, направленное на знакомство участников с миром профессий, содержанием деятельности представителей разных профессий.

      Пастижер

Это специалист, который изготавливает парики, усы и т. п. Такие востребованные вещи в театрах, парикмахерских.

      Титестеры

Это дегустаторы чая. Они выпивают по 50-60 чашек разных образцов чая в день. А затем выносят свой вердикт этому тонизирующему напитку. От них зависит, куда он попадает.

      Промышленный альпинист

Он занимается всякой всячиной: от мытья окон и ремонта кондиционеров, застекления окон до поздравления и розыгрыша людей.

      Спичрайтер

Это специалист по написанию речей, докладов и других текстов публичных выступлений

      Сурдопереводчик

Профессиональный перевод с языка жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

      Клакер

Это наемный зритель, хлопатель в ладоши.

      Блоггер

Человек, ведущий свой интернет-журнал, онлайн-дневник, ежедневно пополняющий его записями.

     В связи с выбором профессии детей у родителей возникает много проблемных вопросов. Сейчас некоторые из них мы попытаемся решить совместно. Итак, наш второй блок называется «Решение проблемных вопросов».

Блок № 2 Решение проблемных вопросов. Диспут

Каждой группе предлагается проанализировать проблемную ситуацию и дать рекомендации, другие группы также могут участвовать в диспуте.

·        Ученица 9 класса не может определить свою будущую профессию. Она любит рисовать, читать, сочинять стихи, предпочитает одиночество, не любит шумных компаний. Девушка склоняется к тому, чтобы выбрать профессию экономиста, т.к. все ее подруги собираются поступать на факультет экономики. А для нее мнение подруг очень важно, и она не хочет оказаться одна в незнакомом обществе. Подскажите правильный выход.

·        Родители Виктора – потомственные врачи. В их роду много тех, кто связал свою жизнь с медициной. Родственники не сомневаются, что Витя должен стать врачом. А он увлекается музыкой, танцами, прекрасно играет на сцене и не прочь заняться этим профессионально. Медицина его не привлекает, хотя к мнению родных он всегда прислушивается. Как ему быть?

·        В семье Ивановых 2 сына. Петя имеет два высших образования, благополучно работает. Андрей никогда не хотел учиться, не старался. Кое-как закончив школу, он никуда не поступал. Сменив много мест работы (грузчик, рабочий) юноша понял, что без учебы не будет хорошей работы и закончил курсы мотористов. Впоследствии он открыл ремонтную мастерскую. Сейчас, в 40 лет он имеет неплохой достаток. Все ли правильно в жизни Андрея?

(После обсуждения всех ситуаций подводятся итоги)

Выводы:

– Надеюсь, эти знания помогут и детям, и родителям при выборе профессии детьми, ведь знание того, что хочет ваш ребенок, и понимание того, как помочь этого емудобиться – это ключ к успеху.

         VII.    Заключительно слово

Обсудив столь важную тему, хочется перечислить шаги, которые должен сделать подросток для правильного выбора профессии.Первый шаг – правильный выбор профессии и учреждения образования для дальнейшего обучения. Второй шаг – обучение в радость при получении профессии. Третий шаг – мобильный, коммуникабельный, креативный, целеустремленный молодой специалист. Четвертый шаг – работа в удовольствие. Пятый шаг – счастливый человек, приносящий пользу своему народу, государству.

И обязательно всегда помните о том, что только в совместной деятельности «учащиеся – учитель, выполняющий функции классного руководителя – законные представители учащихся» можно качественно решить задачи, определенные в направлении «профориентационная деятельность».

VIII. Рефлексия

Предлагаю учащимся и их родителям выразить свои мысли о профессиях и призвании стихами или синквейном.  

СИНКВЕЙН

Профессия

Популярная, востребованная

Изучается, совершенствуется, познается

Становится основной деятельностью

Специальность

Закончить нашу встречу мне хочется словами американского историка и писателя Дэвида Маккалоу: «Настоящий успех это найти дело своей жизни в работе, которую ты любишь».

Уважаемые родители! Успехов и самых высоких результатов в грамотном и правильном совместном выборе профессии вашего будущего выпускника-старшеклассника и родительского семейного совета!

Ваш классный руководитель

АНКЕТА "РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ"

Эта анкета помогает определить степень участия родителей в подготовке детей к труду и выбору профессии.

ИНСТРУКЦИЯ. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".

Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.

Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь). Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю

У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).

Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку

Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.

Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.)

Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.

Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.

Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ: "да" 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16; "нет" 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

Суммируйте полученные баллы.

Если сумма их находится в пределах:

12 16 можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8 11 Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4 7 этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0 3 у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.

Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Профессия наша на всю жизнь и нести её удел самого человека.

Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.

Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.

И в правильном выборе, и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.

Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю!

Пользуйся информацией профессионалов!

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), 

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

         С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

         Изучи глубже самого себя:

  • Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
  • Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив и активен в достижении намеченных целей.







Система Orphus